У Рене Магритта есть серия работ «Это - не трубка!». Они не только вступают в игру с прославленным символизмом З. Фрейда, но и «учат» зрителя различать изображения и смыслы в живописи. Что мы видим на картине? Яблоки, коней, влюбленные пары? Или что-то все же может быть зашифровано в визуальных посланиях прошлого?
Еще в XVII в. родоначальник классицизма Николя Пуссен зашифровал в «Аркадийских пастухах» послание о «священной крови» французских королей. Великому Леонардо не были чужды бесконечные ребусы в его работах. Чего только стоят загадки «Джоконды», горные пейзажи «первого дня творения» и пирамидальные композиции религиозных сюжетов.
Ян ван Эйк в свадебном портрете Арнольфини кодирует трагическую повесть о рождении и смерти. Голландские курильщики вовсе не курят, а пьяницы не пьют. Натюрморты XVII в. с помощью символов и знаков сообщают нам биографии заказчиков и вечную истину тщетности бытия. А маленькая аллегория Тициана указывает место, где скрыто его тайное завещание и огромные деньги.
Об этом и, главное, о способах прочтения этих шифров, людях, которые первыми отправились в это чрезвычайно интеллегибельное путешествие еще на рубеже ХІХ - ХХ вв. и потянули за собой таких детективов от искусства, как Дэн Браун и его герои поговорим на лекции 20 июля.
Спикер:
Анна Мисюн – кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии, искусствоведения и философии культуры ОНПУ.