Одни из главных двигателей жизни – борьба и конкуренция! Двум гениям эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти ‑ было невероятно «тесно» в одном временном пространстве, которое порождало неизбежное соперничество. «Титаны» никогда не скрывали своего высокомерно-презрительного отношения друг к другу и это способствовало их взаимному дистанцированию в реальной жизни и общении, которое практически отсутствовало.
Леонардо считал скульпторов грязными, приземленными ремесленниками, которые в тяжелой и далекой от изящества работе не в состоянии уловить «дуновение» истинно прекрасного. Он также жестко критиковал живописную манеру Микеланджело, насмешливо называя его крупнотелые, мускулистые фигуры «мешками, полными орехами».
Микеланджело же, в свою очередь, отмечал ограниченность двухмерности рисунка и всячески возвеличивал значение скульптуры. Его невероятно досаждала высокомерная холодность соперника, в которой он неизменно чувствовал презрение. С огромной мнительностью Буонарроти прислушивался к сплетням и не упускал шанса побольнее уязвить соперника.
Даже психологические портреты художников – яркий пример антиподов. Микеланджело были присущи старательность, упорство и настойчивость. Чего только стоит титанический труд по росписи потолка Сикстинской капеллы, который занял у мастера около 6 лет. Леонардо же с трудом доводил свои творения до конца, теряя к ним интерес в процессе работы, что служило поводом скандальных судебных разбирательств с заказчиками. Помимо этого Микеланджело считали платоником, а во взглядах Леонардо находили много схожего с Аристотелем.
Кульминацией творческого соперничества «Титанов» стало участие в оформлении зала Большого Совета во флорентийском Палаццо Веккьо. Их росписи планировали расположить на противоположных стенах помещения. Но битве титанов так и не суждено было завершиться и на нашей лекции мы с вами узнаем, почему.