Курс для Otium Academy. Лектор – Андрей Баумейстер
Почему сегодня вновь востребовано качественное и творческое мышление? Можно ли научиться мыслить? Что нам сегодня важно знать о мышлении и его главных свойствах? Что значит мыслить критически? Как формируется наше личностное ядро базовых принципов и ценностей? Осознаем ли мы свое мировоззрение? Как наше мышление связано с нашими решениями, поступками и целями? Что не так с современными представлениями о реальности? Что не так с современным пониманием морали и политики? Что не так с современным пониманием человека? Что делает личность свободной, а жизнь достойной? На протяжении пяти лекций нашего курса мы попытаемся найти ответы на эти вопросы и попробуем по-новому посмотреть на самих себя и на реальность. Для чего? Чтобы лучше понимать себя и мир, чтобы действовать осознанно и ответственно. И чтобы делать мир и самих себя лучше. Насколько это в наших силах.
Лекция 2. Как научиться мыслить. Основы целостного мышления - 17 апреля, 19-00
Почему люди по своей природе философы?Почему мы все – философы, но не знаем об этом? Мышление – это высший дар, которым необходимо правильно воспользоваться. Что такое мышление? Нужно ли учиться мыслить? Что значит мыслить систематично, целостно и аналитически?
Главные свойства аналитического мышления. Как их последовательно развивать.
Три фундаментальных интеллектуальных способности: читать, писать и говорить.
·Медленное чтение: искусство превращать информацию в знания. Почему медленное чтение – одно из важнейших условий развития самостоятельной и зрелой личности.
·Искусство письма: выражение своих идей и убеждений в форме связных текстов. Как умение писать связано с умением хорошо мыслить.
·Осмысленная речь: умение формировать и грамотно артикулировать свои идеи, суждения и оценки.
Искусство вести диалог, умение обосновывать свою позицию и слышать собеседника (собеседников). Развитие фундаментальных интеллектуальных способностей как условие формирования зрелой и ответственной личности.
Лекция 3. Мышление как путь к осознанному мировоззрению - 23 апреля, 19-00
Каждый человек имеет свою картину мира, но большинство из нас этого не осознает. Понятие имплицитной онтологии. Введение в философскую теорию реальности.
Как мы строим свои представления о реальности? Что позволяет нам отличать реальность от иллюзии? Образ пещеры у Платона и образ злого гения у Декарта: два великих философских мифа, проясняющих проблему реальности. Реальность, иллюзия и виртуальный мир. Вызовы искусственного интеллекта.
Основные понятия теории реальности:
·Символические системы и универсальные концептуальные схемы.
·Субстанции, свойства и отношения.
·Принципы, причины и основания.
·На чем основаны наши объяснения фактов и событий?
·Философское и естественнонаучное объяснение реальности.
Почему так важно иметь осмысленную картину реальности и сознательно формировать собственное мировоззрение. Связь нашей картины реальности с нашими решениями, поступками и целями.
Лекция 4. Что есть истина? Основы критического мышления - 24 апреля, 19-00
Что позволяет нам отличать истину от лжи? Краткое введение в философскую теорию истины. Что есть истина? На чем основаны наши претензии на истину?
Главные модели понимания истины:
·Классическая (корреспондентная) теория истины.
·Когерентная теория истины.
·Прагматическая теория истины.
·Эвиденциалисткая теория истины.
·Коммуникативная или «консенсусная» теория истины.
Источники познания: опыт и рациональное рассуждение. Интуиция, достоверность, очевидность, объективность. Знание и вера. Основы рационального мышления: непротиворечивость, последовательность (когерентность), обоснованность и критичность. На чем основаны наши убеждения: краткое введение в теорию обоснования. Философия как школа критического мышления.
Лекция 5. Мыслить, чтобы правильно действовать. Как мы принимаем решения - 26 апреля, 19-00
Мышление и поступки: современные теории действия. Свобода выбора и свобода воли. Кто на самом деле принимает решения? Какие главные свойства свободных поступков и сильных решений?
·Альтернативность решений и поступков. Всегда ли увеличение альтернатив ведет к большей свободе поступка и более качественным решениям? Иллюзии альтернативности и плюрализма. Пути их преодоления.
·Контроль над собственными решениями и поступками. Контролируем ли мы собственные решения и действия? Иллюзии контроля и их рассмотрение. Что позволяет держать себя под контролем?
·Авторство решений и поступков. Как личность формирует основания и мотивы собственного поведения. Иллюзии авторства и их рассмотрение. Мы призваны быть свободными и определять собственные поступки и цели.
Свобода воли: почему она не устранима и можно ли ее обосновать? Принцип «наилучшего объяснения». Понимание реальности, в которой «личностное объяснение» играет ключевую роль.
Краткое резюме курса. Качественное мышление, осмысленные поступки и достойная жизнь.





